psknick (psknick) wrote,
psknick
psknick

Category:

Иван III - варяг из народа Русь. Часть 4

Данная статья должна рассматриваться читателем как гипотеза


Аннотация

В предыдущих, этой и последующих частях рассмотрены параллели деятельности Ивана III и легендарного Рюрика. Выдвинута гипотеза, что в реальности в истории было два Ивана, Псковский Иван и Московский Иван. Из-за ошибок при переписывании летописей, вместо "Пльсковский" текст прочитывался как "Мьсковский" - "Мсковский" - "Московский", произошло объединение двух исторических личностей. Иван Псковский был выходцем из Италии и вошел в западные хроники под именем Иван Фрязин. Итальянцев на Руси называли "фрязи", "фряги". От слова "фряг" пошло название "фаряг" - "варяг" - "враг". В 1459 году во Пскове была целая улица "Врагов". Иван Фрязин происходил из местности, где процветала культура этрусков и поэтому он ассоциировался как выходец из народа русь, русов. Иван Фрязин был женат на Софии Палеолог, царевне бывшей Византийской империи. Он пытался сколотить альянс между Венецией, Крымским ханом Менгли I Гераем и ханом Большой Орды Ахматом в борьбе против турок в надежде вернуть престол Византийской империи своей жене Софии (потенциальной наследнице этого престола). Московский Иван всячески этому мешал, т.к. боялся усиления Псково-Новгородского Князя Ивана Фрязина. В результате договоренностей между Иваном Фрязиным (Иван Псковский) и крымского хана Менгли I Герая в 1480 году началась война против Москвы, которая ныне известна как "Стояние на Угре". Крымский хан сковал московские войска на Угре, а Иван Псковский в это время взял под контроль Москву, при этом, вероятно, или взяв в плен, или убив Московского Ивана. После этого Иван Псковский, он же Рюрик, он же варяг, он же Иван Фрязин, он же Иван III начал строительство Москвы при помощи своих соотечественников итальянцев.

Введение

В первой части выявились некие странности Московско-Новгородской войны 1471 года - если московское войско шло со стороны Москвы, то сражение должно было произойти где-то в районе впадения реки Мста в озеро Ильмень, т.е с восточной стороны озера Ильмень. Но Шелонское сражение случилось с западной стороны озера Ильмень, со стороны Пскова. И новгородцы, почему-то, направлялись к псковскому войску, которое шло со стороны Пскова...

Были так же рассмотрены созвучия слов "псковский" и "московский".

Во второй части, опираясь на начертание буквы "М" в новгородских берестяных грамотах ( буква "М", порой, выглядела как две буквы "ПЛ"), было сделано предположение, что поздние переписчики псковских и новгородских летописей могли сделать ошибку и деяния Псковского князя Ивана ( слово "Пльсковкий" могло быть прочитано как "Мьсковский" ) приписать московскому князю Ивану. В этом случае странность выявленные в первой части исчезают - сражение на реке Шелоне в 1471 году произошло из-за того, что Псков шел войной на Новгород. В результате Новгород был покорен Псковом под руководством Пльсковского (Мьсковского) князя Ивана.

В третьей части было рассмотрена чеканка монет в Пскове, Новгороде и Твери. По итогам рассмотрения, на основании косвенных признаков, получилось, что именно Псков покорял Новгород.

В этой части будет рассмотрена история женитьбы Ивана III на Софии Палеолог, после смерти его первой жены Марии Борисовны. Эта история очень странная... А говоря об обстоятельствах начала второго брака Ивана III, придется поговорить о том каким образом термин "варяг"  применим к Ивану III ( в моей интерперетации их было два Ивана, Псковский и Московский. ) раз уж я провожу параллели между Иваном III и Рюриком, варягом.



Обоснование

Первой женой Ивана III была Мария Борисовна . В истории приводится дата венчания Марии Борисовны с Иваном - 4 июня 1452 года. Но ей тогда было 10 лет. Это маловероятно... Вполне возможно, что поздние переписчики напутали и 7 приняли за 2. Поэтому более реально выглядит дата венчания 4 июня 1457 года, тем более, что 15 феврая 1458 года, через 9 месяцев, "у неё родился единственный сын — Иван Молодой и, возможно, дочь, в постриге получившая имя Александры." Через 10 лет, в апреле 1467 года Мария Борисовна умерла. И, кстати, в Пскове в 1467 году был мор, люди болели "железою" и умирали.

Правда, следует отметить, что период мора указанный в Псковской летописи: сентябрь - декабрь 1467 года,(стр.102) , не совпадает с датой смерти Марии Борисовны в апреле... Но, вполне возможно, что в исходной версии летописи была привязка к началу года. В то время год начинался с 1 марта, а с 1492 года и до 1700 года, новый год начинался с 1 сентября. Если в летописи было указано, что мор начался с начала года, то, возможно, имелся ввиду март. И тогда смерть Марии Борисовны в апреле объясняется именно мором. А поздние переписчики, жившие в период, когда новый год уже начинался с сентября, вероятно, прописали период мора с сентября.

После смерти Марии Борисовны перед Иваном встал вопрос о новой женитьбе...

"Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году римским папой Павлом II, предположительно, в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси или, возможно, сближения католической и православных церквей" ( София Палеолог )

"В 1469 году Иван Фрязин (Джан Батиста делла Вольпе) был отправлен к римскому двору сватать для великого князя Софию. Софийская летопись свидетельствует, что обратно на Русь c Иваном Фрязиным был послан портрет невесты, и такая светская живопись оказалась крайним сюрпризом в Москве — «…а царевну на иконе написану принесе»." ( via ) (выделено мной)

"Папа принял посла с великой честью. Он попросил великого князя прислать за невестой бояр. Фрязин вторично поехал в Рим 16 января 1472 года, и прибыл туда 23 мая. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение. Заместителем великого князя был Иван Фрязин. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина. Папа, кроме подарков, дал невесте приданое в 6 тыс. дукатов." ( via ) (выделено мной)

"24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима. Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола." ( via ) (выделено мной)

"Маршрут путешествия был таков: на север из Италии через Германию, в порт Любек они прибыли 1 сентября. (Приходилось объезжать Польшу, через которую обычно путешественники следовали на Русь сухопутным путём — в этот момент она находилась с Иваном III в состоянии конфликта). Морское путешествие через Балтику заняло 11 дней. Корабль пристал в Колывани (совр. Таллинн), откуда кортеж в октябре 1472 года проследовал через Дорпат (совр. Тарту), Псков и Великий Новгород. 12 ноября 1472 г. София въехала в Москву." ( via ) (выделено мной)

"Венчание в России состоялось 12 (22) ноября 1472 года в Успенском соборе в Москве. Обвенчал их митрополит Филипп (по Софийскому Временнику — коломенский протопоп Осия). По некоторым указаниям, митрополит Филипп был против брачного союза с униаткой. Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал великого князя, но неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле…»." ( via ) (выделено мной)

В 1469 году Иван III отправил некоего Ивана Фрязина сватать невесту, которого современная история характеризует как "дипломата и авантюриста на русской службе в XV веке.". Кто он такой? Сам Великий князь поручает такое щекотливое дело "Дипломату и авантюристу"? На что в Риме папа совершенно резонно указал на несоответствие статусу и попросил приехать бояр... Иван III не знал всех этих субординационных вещей? Предположим, что не знал.

Вторично делегация приехала через 3 года, в 1472 году. Почему сам Иван III не приехал? И он настолько доверял Джану Батисты делла Вольпе, что по доверенности разрешил венчание!?? Вечание состоялось 1 июня, а выехали обратно в Москву 24 июня. Что делали в Риме целый месяц? Играли свадьбу? Это как понимать? А что Иван III еще разрешил по доверенности? Ладно, пусть... Пусть Иван III доверял...

А почему был выбран путь через Псков и Новгород? Может быть было бы лучше проехать южным путем? Через Константинополь не пройти - там турки. Но ведь можно по Дунаю в Черное море, затем через Крым, тем более что с крымским ханством у Ивана III был заключен дружественный договор. Уж Хан-то, союзник, мог проследить что бы невеста и сопровождающие ее лица без проблем попали в Днепр, затем в Десну, а там через волок у одного их притоков прямо в Оку, далее по Оке в Москву реку и все - дома. Но почему-то был выбран именно северный путь, через всю Европу с юга на север, потом по Балтике и далее через Псков, Новгород - проехали массу стран и народов, где в каждом месте могли обидеть царевну... Что же делать, раз такой путь выбрали... тем более что приехали благополучно.

Но вот дальнейшее вообще не поддается объяснению. Венчание состоялось в Успенском соборе Москвы.

Читаем про Успенский собор:

"Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополи Филип стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.» ( via ) (выделено мной)

"Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 состоялась закладка нового собора." ( via ) (выделено мной)

" Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися»." ( via ) (выделено мной)

"Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием." ( via ) (выделено мной)

И как это понимать? Великий князь Иван III со свитой приходит венчаться в старый собор, который "от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением,  своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми."? Или в новый: "Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения " в 1474 г.? Т.е. только к 1474 году храм был построен до сводов. А что было в 1472 году? Да к моменту венчания 12 (22) ноября 1472 года старый собор был не пригоден к эксплуатации, а новый еще не построен - там не было ни сводов, ни крыши, ни дверей, ни окон...и, вообще, недостроенный, в 1474 году рухнул...

Где было венчание? И было ли оно?

А теперь стоит внимательнее посмотреть на Ивана Фрязина (Джан Батисты делла Вольпе). Что он был за человек? Откуда он родом?

"Дворянского происхождения, из итальянского города Виченцы. Около 1455 года отправился на восток Европы; побывал у татар, потом явился в Москву, где, приняв православие, поступил на службу к Ивану III монетным мастером." ( via )

Вот этот город на карте . Не далеко он Венеции. И тут мне вспомнились этруски... Ведь один из их центров культуры как раз находился в районе города Виченцы!


рис.1 Расширение Этрусской цивилизации и 12 городов Этрусской Лиги.


В северной части Италии светло-зеленым отмечена территория севернее и южнее реки По. И именно из этого района Италии родом Джан Батисты делла Вольпе, и в этой части Италии расположен город Виченцы.

И, кстати, этруски  присутствовали в области Болоньи южнее реки По: «Около 525 года до н. э. этруски спустились в область Болоньи, являвшейся крупным центром культуры Вилланова. Было основано двенадцать городов-государств, образовавших союз (Вейи, Кортона, Ареццо, Черветере, Тарквиния, Вульчи, Кьюзи, Орвието, Перуджа, Популония, Ветулония и Розеллы). Этрурия достигла берегов реки По. В это время этрусская экспансия достигла апогея. Два порта — Спина и Адрия — обеспечивали выход в Адриатическое море. Этрурия процветала. » ( via ).

Вот тут я выдвинул гипотезу о григорианском летоисчислении. Пересчитаем 525 год до н.э. в лунных годах  в земные года 1492-525*0,0748= 1452 год . Получается, что этруски жили в середине 15 века! И Иван Фрязин ( Джан Батисты делла Вольпе ) происходит из района расселения этрусков...

А посмотрим на гербы городов и комунн провинции Виченцы.

Герб комунны Виллага (провинции Виченцы):


рис. 2 Герб комунны Виллага (провинции Виченцы)

Флаг комунны Виллага (провинции Виченцы):


рис.3 Флаг комунны Виллага (провинции Виченцы)

А где эта комунна располагается?

А расположена эта комунна чуть южнее Виченцы, как раз в одном из мест распространения этрусской цивилизации!

Вот тут я обсуждал герб Пскова, его монеты середины 15 века. Если изображение четвероногого животного на гербе и флаге комунны Виллага поставить на четыре лапы из вертикального положения в горизонтальное?

Скептик мне ответит, что четвероногое животное кто только не изображает на своем гербе, особенно в Западной Европе. Согласен!

А зайдем с другой стороны и выясним как назывались на Руси итальянцы: "Среди иноземцев, живших в Москве, находим также итальянцев, или фрязинов." ( via )  "Связи Москвы с итальянскими коло­ниями в Крыму были постоянными и само собою разумеющимися. Поэтому фряги, или фрязины, не являлись в Мо­скве новыми людьми." ( via )

Итак, у Ивана Фрязина, Фрязин - это прозвище, так звали итальянцев. Более того, итальянцев называли еще и фряги. Знакомое слово... Фряг, фаряг, варяг... Получается, что Иван Фрязин, был фрягом (фарягом, варягом) и происходил из области где селились этруски (русы).

А теперь прочтем еще раз кусочек  "Повести временных лет":

"В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,  на Белоозере, а третий, Трувор,  в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля." ( via )

"Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде славяне, в Полотске кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик". ( via )

И вот тут начинается самое интересное... А не был ли Иван Фрязин тем самым Иваном Псковским? Если он им был, то все все проблемы, все несуразности с женитьбой Ивана III исчезают. Все становится логично и понятно.

Иван Фрязин (итальянец, фряг, фаряг, варяг) "Дворянского происхождения, из итальянского города Виченцы". В этой местности селились этруски. И, вероятно, он и был этруском. Каким-то образом он оказался во Пскове ( где-то в 50-х годах 15 века ) и устроился там "монетным мастером" . Почему он оказался во Поскове? Возможно, был он из обедневшего дворянского рода или был младшим сыном, которому не досталось ничего из наследства... Но, по прошествии некоторого времени, стал он Псковским князем Иваном. Затем Иван породнился (вероятно около 1457 года, см. выше) с Великим Князем Тверским взяв себе в жены Марию Борисовну, тверскую княжну. Через 10 лет она умирает и перед овдовевшим Иваном встает вопрос о новой супруге. В Псковской летописи, в период с конца 50-х начала 60-х годов 15 века, описывается нестабильность, войны, отказ одного из Князей присягнуть Князю Московскому... Вполне возможно, что именно в этот период Иван Фрязин и стал Князем Псковским (Пльсковским- Мьсковским-Мсковским), тем более, что он был дворянского происхождения.

Кстати, согласно Псковской летописи, стр.83-84 в Пскове в 1459 году был пожар и там сказано «Того же лета в зимнее время о свадьбах Генваря в 22 день, на память святого апостола Тимофея. Загореся от Федоса от Гоболь от мясника; а загорелося в неделю и горе до обеда … а от Куклины лавицы да до стены по конец Врагов улицы. И выгоре 3 конца: Опоцкий, Острыя лавицы и Княжий двор по сам торг, и церкви огореша » Значит, уже в 1459 году в Пскове была целая улица Врагов, вероятно, что имеются ввиду "фраги","фряги","враги" или итальянцы.

И еще, к слову... В приведенной цитате гворится, что пожар начался "в неделю". Слово "неделя" несколько раз встречается в Псковской летописи. Так раньше обозначался выходной день, когда ни чего не делали ("неделя"). Понедельник, он и произошел от слова неделя, т.е. следующий день после "недели" - понедельник. А слово "воскресенье" появилось на Руси только в 16 веке. Слово "воскресенье" связано с понятием Воскресение Христово. А в 15 веке,  еще использовалось слово "неделя".  Это может косвенно подтверждать мою гипотезу, что Христос родился около 1463 года, а претерпел страсти, умер и Воскрес в 1492 году, т.е. в 15 веке слово "воскресенье" еще не вошло в обиход, т.к., согласно моей гипотезе, Воскресение Христово случилось в самом конце 15 века...

Продолжу про Ивана Псковского... Овдовев, Иван Псковский обратил свой взор на Софию Палеолог. Она была дочерью Фомы Палеолог, являвшегося братом последнего императора Византии Константина XI , т.е происходила из императорского рода (в конце 15 -  в 16 веках на Руси продвигалась идея "Москва-третий Рим" - становится понятно откуда все это взялось! Рим, Костантинополь, Москва. София Палеолог происходила из императорской семьи). В 1453 году, когда турки взяли Константинополь, император Константин погиб, а Фома Палеолог с семьей бежал в Рим, где получил содержание от папы римского. После смерти Фомы в 1465 году, опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский. ( via )

В 1469 году Иван (он же Иван Псковский, Фрязин, фряг, варяг, рус, поскольку происходил из этрусков) отправляется свататься в Рим. Там его принимают, но, вероятно, "дают от ворот поворот". Софья, она царевна из императорского рода, в что у Ивана за душой? Только Псков... Да, этот город богат, известен. Но когда и если Рим отвоюет назад у турок Константинополь ( скорее всего такие планы должны были вынашиваться ), то София, может так случиться,  станет императрицей, у которой таких городов как Псков полно... Возможно, что Ивану намекнули, что с одним городом просить руки потенциальной императрицы, несколько самонадеянно. Вот если был не один город, а, хотя бы, пару-тройку, то, может быть... А что бы Иван не расстраивался дали ему на память "царевну на иконе написану".

Что делать Ивану? Вероятно, что влюбился он в царевну по-настоящему и, кстати, историки отмечают, что их брак был удачным. И пошел Иван Псковский войной на Новгород, что бы заполучить царевну. Покорил Новгород. Его или братья, или родственники, или соотечественники одновременно взяли Болоозеро и двинулись далее севернее Москвы. К 1472 году под контролем Ивана уже был Псков, Новгород и территории севернее Москвы. А это уже серьезно!

И в 1472 же году, не откладывая сватовство в долгий ящик, Иван повторно едет в Рим, где и получает руку и сердце Софии. Отыграв в Риме свадьбу, обратно молодые поехали в сторону Пскова и Новгорода, а куда же еще им ехать? Поскольку они уже были венчаны в Риме, самим папой ( а в рамках гипотезы о григорианском летоисчислении папа становится Императором Рима, скорее всего, Октавианом Августом ), то вероятно, никакого дополнительного венчания не требовалось.

Возможно, что в знак своей любви Иван начинает строительство Софийского Собора в Новгороде в честь своей супруги царевны Софии Палеолог. Для этого он приглашает из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти который начинает строительство в 1475 году и заканчивает строительство в 1479 году. И да, одна из реликвий Софийского Собора в Великом Новгороде, Магдебурские врата: "Новгороде врата появились во второй четверти XV века"  ( via ). А когда они должны были появится в Новгороде? Вероятно, при строительстве, в конце XV века, и появились...

Вывод

Итак, с большой долей уверенности можно предполагать, что в конце 15 века на Руси правили два Ивана. Один Иван Московский, а другой Иван Псковский. И именно Иван Псковский являлся тем легендарным варягом Рюриком, который объединил разрозненные княжества в единое Русское государство. Иван Псковский был Иваном Фрязиным, так он зафиксирован в некоторых западных источниках. А "фрязин", "фраг", "фряг" - это название итальянцев на Руси в 15-16 веках. Причем родом Иван Фрязин был из тех мест Италии, где процветала культура этрусков. Почти наверняка можно быть уверенным, что Иван Фрязин, он же Иван Псковский, он же в последующем Иван III, он же Рюрик, он же варяг ( фряг - фаряг - варяг ), он же "Те варяги назывались русью", поскольку происходил из области где была развита культура этрусков.

В следующей части я рассмотрю стояние на Угре. Проанализирую некоторые события, которые этому предшествовали и события которые случились в последствии.

Продолжение



Источники изображений:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B8
Tags: 1492 год, Античность, Воскресение Христово, Иван III, Иван Фрязин, Москва, Новгород, Повесть временных лет, Псков, Русь, Христос, варяги, фряги, этруски
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments