psknick (psknick) wrote,
psknick
psknick

Category:

Афинея преславная потонула. 1625 г.

Читаю Псковскую летопись, по изданию "Псковская летопись", М. Погодин, Москва, 1837 г.

Запись за 1625 г:



Мой перевод (как смог перевел, но, наверное, основную мысль текста передал...):

"В тот год весной вода была великая в море и в озерах и в реках и во всем свете; и стояла не убывая с Благовещения до Николиных дней. Немцы говорят, что на море две земли потонуло: Афинея преславная, к ней со всех стран приходят, со всех стран учатся мудрости, о ней же многие книги пишутся. А в Любеке потонули люди и скоты; а из палат в палату в лодках ездят по городу все лето."



Итак, на дворе 1625 год, псковский летописец знает, что в этот год было много воды в реках, озерах и в море. И стояла та вода не убывая с апреля по май включительно. Со слов немцев, а немцы для летописца - это иностранцы, следует, что в 2-х местах в мире было сильное наводнение ("потонуло").

Причем "потонуло" тут используется не в смысле "утонула, как Атлантида" и вообще исчезла. Нет. Слово "потонуло" используется и в отношении Любека, где погибли люди и животные, воды залили город... Но Любек-то не исчез, он и по-ныне здравствует. Значит "потонуло" - это не в смысле "утонуло вообще", а в смысле "очень сильное наводнение".

Из приведенного отрывка следует, что в 1625 г. псковский летописец прекрасно осведомлен о городе Афины. Он знает, что этот город не просто славный - этот город для него "преславный". Еще больше чем славный! Известный, знаменитый.

Более того, для летописца этот город не просто известный город некой страны, но известный город на весь мир: "...в нейже со всех стран приходяще, со всех стран, учахуся мудрости." И про этот город книги пишут: "...о нейже многия книги пишут" . Т.е. про Афины написаны не одна и ни две книжки.... Много!

И, самое главное, летописец пишет про Афины не в прошедшем времени, а в настоящем. Летописец является современником этого города. Но ведь на дворе 1625 г. ? Как так?

Открываю статью в Википедии про Афины и читаю следующее:

"В 1458 году турки захватили город и он стал частью Османской империи. Население города сократилось в связи с ухудшением условий жизни после падения империи. Многие районы города (в том числе и старинные здания) были уничтожены в течение XVII—XIX веков, а город контролировали несколько группировок. Неблагоприятно сказались на Афинах и частые войны между Турцией и Венецианской республикой в этот период. Так, во время штурма города войсками венецианского генерала Франческо Морозини 22 сентября 1687 года артиллерией венецианцев был разрушен Парфенон."

Ищу дальше и натыкаюсь на фундаментальный труд  Фердинанда Грегоровиуса «История города Афины в Средние века», где читаю следующее:

"Долгое геройское сопротивление Фамагусты, страшное падение ее и гибель Кипра, затем гигантская победа соединенных флотов Испании, Австрии и Рима под предводительством дон Хуана Австрийского, одержанная 7 октября того же 1571 года при Лепанто, обратили вновь внимание Запада на Элладу. Нить классического образования созданного Возрождением, вновь протянулась между Афинами и просвещенной Европой. Потребность науки иметь точные сведения о судьбе славного города нашла себе прежде всего выражение в вопросе: вообще существуют ли еще Афины? Этот вопрос поставил один немецкий филлэлин Мартин Краус, профессор классической литературы в Тюбингене. Он обессмертил себя этим... Мартин Крузиус то же вновь открыл Афины.

В 1573 году он обратился с письмом к Феодосию Зигомале, канцлеру патриарха крнтантинопольского, прося сообщить ему, правда ли, что мать всякого знания, как утверждают немецкие историки, не существует, что город Афины исчез с лица земли, а на месте его осталось лишь несколько рыбачьих хижин. Ответ просвященного византийца вместе с позднейшим письмом акарнанца Симеона Кабасилы, священника в том же питриархате, были первыми точными сведениями, успокоившими немецкого ученого насчет существования города; они бросили так же первый слабый свет на состояние его памятников и растительную жизнь его народа.

Итак, в эпоху самого блестящего просвещения и гениальнейшего художественного творчества Европы был момент, когда само существование города Афин было неизвестнее и сомнительнее, чем в темную эпоху господствования византийцев, которая настолько окутана мраком отсутствия истории, что даже в 1835 году, один немецкий ученый высказал мнение, что после Юстиниана на месте Афин была в течение четырех столетий необитаемая пустыня. Афины были завоеваны и возвращены сознанию образованной Европы прежде всего наукой, и это завоевание в XVI веке очень затруднено турецкими войнами и опасностями путешествия в отрезанную от всего мира Аттику.
" - Конец цитаты, выделено мной.

Этой цитатой сказано все - якобы, в конце 16...начале 17 веков об Афинах ни чего не было изветно, причем настолько, что люди предполагали, что там пустыня, хижины.

Далее Фердинанд Грегоровиус , в своей книге «История города Афины в Средние века», на нескольких страницах коротко пишет, что с начала 17 века что-то там начали копать, искать, затем коротко написано про последующие исторические события до первой половины 19 века, упоминая Афины лишь в качестве фона борьбы с турками и проч и проч.

Вывод: Истории Афин в средние века, во всяком случае в начале 17 века нет, город если и существует, то явно не тянет на "преславный", где люди "учатся мудрости".

И вдруг, в начале 17 века, а именно в 1625 г., псковский летописец, заявляет о "преславном" городе, куда люди ездят уму разуму учиться, про который пишут книжки и этот город пострадал, наряду с Любеком от наводнения.

Причем заметьте! Что Фердинанд Грегоровиус, что псковский летописец, пишут про Афины в превосходных выражениях: "славный" - "преславный", "мать всякого знания" - место где "учатся мудрости", с одной лишь разницей - Афины для псковского летописца это современный ему знаменитый город, а для Фердинанда Грегоровиуса Афины - это город, который был знаменит в эпоху античности (2000 лет назад), а сейчас для него он лишь остаток былого величия.

Кому верим?

Псковскому летописцу, который в районе 1625 г. написал про современную ему знаменитую на весь мир, "преславную" Афину? ( в летописи написано про разные годы, вероятно, в разные годы летописи писали разные люди, но потом, так или иначе, они были сведены в пару-тройку документов)

Или историкам более позднего времени, которые полагали (и полагают), что Афины были знамениты и гремели на весь мир где-то в районе начала нашей эры, 2000 лет назад.

Если встанем на сторону псковского летописца, современника "преславной" Афинеи - то историю надо корректировать. Античность надо переносить в средние века, куда-то в район 15...18 веков. И, кстати, при этом исчезнут дыры в истории не только Афин, но и той-же самой Византии по поводу истории которой, Фердинанд Грегоровиус сокрушается "... в темную эпоху господствования византийцев..." - см. выше цитату )

Если оставить все так как есть, то прямо сейчас менять ни чего не придется, но в дальнейшем, с развитием коммуникаций, оцифровкой документов и возможностей очень быстро сопоставлять информацию из разных источников, таких вопиющих несоответсвий будет накапливаться все больше и больше, и, в итоге, все равно, рано или поздно, назреет необходимость вносить изменения в написанную историю.

Дополнение 14 марта 2020 года: Написал пост Афинея преславная . Суть - термин "Афинея" применим исключительно к городу Афины и псковский летописец ведет речь не об Афоне, не о Греции, а именно о городе Афины.


Tags: Античность, Афины, Псков, средние века
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments